Создаем собственную Когнитивную Карту Мира

собственный мир

Создаем собственную Когнитивную Карту Мира

 

Друзья! Начнем рисовать собственную Карту Мира, ту Лоцию, которая поможет нам верно выбрать свой Путь в этом реальном Мире.

Карта — это наше представление о Реальности, как каждый из нас видеть Реальность. Какой путь каждый из Вас выбирает, зависит от того, как вы представляете Реальность

Когда каждый из вас создаст адекватные Карту, Образ Мира. Тогда и цели научимся ставить, а самое главное верно прокладывать дорогу к этим свершениям.

Это поможет нам материализовать собственные планы. Найти смысл Жизни и получить радость от самого процесса жизни.

Рекомендую, оглянуться на то, что мы уже прочитали в моем Файле о Когнитивной карте Мира!

Еще раз посмотреть на программу этого факультета. (и помнить, что в нашей Школе позитивной психологии несколько факультетов, которые помогут нам достойно Жить!)

Переходите по ссылке и узнайте подробнее про другие факультеты и пишите заявки.

Напоминаю вам программу этого факультета

«Познай себя – познаешь весь Мир»

 

 

Познай себя — познаешь Мир. Познай себя – психология личностного роста. Возьмем Судьбу в собственные руки. Создадим индивидуальную Когнитивную Карту Мира.

Напишем собственный сценарий Жизни. Сознание и подсознание. Изучим строение мозга, правое и левое полушарие различия функций, и разрушение мифов поп-психологии о кармах и предназначениях.

Ваше Эго, Ид и СуперЭго. Экология внутреннего мира. Когнитивная Карта Мира.

Развитие интуиции, предчувствия, работа с подсознанием.

Материализация мыслей, воплощение амбиций и достижение целей.

Задумайтесь еще раз о том, что психология Наука, мы будем изучать физиологию работы мозга.

И различные мистические домыслы не в нашей компетенции.

И так! Начнем работать над когнитивной картой, которая нам поможет решить остальные задачи нашей программы (смотрите выше)

 

 

 

 

Когнитивная карта мира. Ваша карта Мира!

Мы живем на большой планете Земля, с ее континентами и странами.

Для того чтобы лучше ориентироваться, люди научились создавать географические карты.

Внутренний мир человека так же огромен, как и наша Планета.

Это даже больше — это целый Космос.

Мы приходим в этот Мир, который кажется нам огромным и непознаваемым.

Социальную и личную жизнь человека наполняет множество объектов, людей, вещей и событий, с которыми он сталкивается. Большинство людей с раннего возраста интересует вопрос о том, как научиться эффективно управлять своей жизнью. Для этого необходимо достойно ориентироваться в этой реальности. Постепенно учась, наша психика создает модель этого Мира. Модель этого реального внешнего Мира. Ведь важно еще в раннем детстве прописать свою когнитивную (познавательную) карту Мира.

Отвратительно, когда малых детей лишают возможности познавать Мир. Если в детстве не прописана Когнитивная Карта Мира, то из этого ребенка не получиться успешного и достойного Человека. А кто-то пишет свои Карты на промокашках. У других ложные «страны» — убеждения, или не существующие «материки» — фантазии. И вот смотрит человек в свою «промокашку» и удивляется, что не туда идет, не туда попадает.

Восприятие реального мира через сенсорные каналы (картинка, звук, запах, вкус, ощущения) – первично и напрямую связывает нас с настоящим.

После первых наших занятий в наших Школах, вы вновь почувствуете опору в этой реальности. Ведь в текучке своих проблем, поставленных и не решенных задач, не сбывшихся надежд – мы утратили непосредственную связь с окружающим миром. И вот результат – потеряли реальное чувство опоры, чем ещё больше создали основания для тревоги и невроза.

 

 

Единственная тонкая ниточка, связывающая нас с действительностью, с миром – это наше восприятие.

Одним словом, отпечаток реальности в нашем сознании проходит через призму нашего опыта, навязанных убеждений.

Подобный опыт очень часто передается нам от родителей, учителей, книг, телевидения. Короче говоря, из тех обстоятельств, предметов и явлений, которым мы доверяем и принимаем их выводы просто на веру.

Но вот в чего мы верим? И верны ли наши верования? А может быть лучше знать!

Ответьте сейчас, давно ли вы разглядывали облака на небе, вслушивались в пение птиц, наслаждались, утоляя жажду родниковой водой?

Вспомните, как вы на ходу проглатываете еду, не замечая вкуса, да часто и не помните, что ели на завтрак.

Не замечаете, что ваши дети так быстро растут, жена изменила прическу, а может не только прическу. Муж выглядит усталым и измотанным?

Бегаем по кругу известных меток не замечая. Что деревья у нашего дома стали выше, постарели родители, выросли дети.

Да и мир просто изменился!

Помните Фауст из трагедии Гете воскликнул:

«Мгновение, прекрасно ты, продлись, постой…»

Такая попытка совершенно бесплодна!

Разве можно подменить настоящее — мгновением….

Ощущаемое настоящее имеет известную продолжительность.

 

 

 

Вот, что писал А.Н. Толстой:

«Раньше записывал пейзажи, случаи, которые наблюдал, и прочее, но это мне ни разу не пригодилось: память (подсознательная) хранит все, нужно ее только разбудить….

Я стараюсь увидеть нужный мне предмет (вещь, человека, животное) ….

Большая наука — завывать, гримасничать, разговаривать с призраками и бегать по рабочей комнате».

Возможно, и именно вам необходимо научиться воспринимать чувственные образы окружения, изменить собственное восприятие мира и научиться новому поведению.

Наблюдая красоту нашего мира, вы узнаете, что сама природа позаботилась о вашем счастливом бытие.

Когда вы наблюдаете красоту нашего мира, у Вас никогда не возникало вопроса — почему наш мир так разнообразен, прекрасен, хотя вы скажите, что местами и безобразен.

Когда я вижу эти потрясающие сочетания цветов — синеву неба.  Сочную зелень листьев.

Пестроту пейзажа и даже тусклую желтизну песка.

Я всегда задаюсь вопросом: глаза ли это наши созданы так, чтобы видеть и осознавать это волшебство, или красоты мира приспособлены к возможностям нашего зрения?

А вслушайтесь в мир звуков природы, как умиротворяющее и завораживающее это действует на нас.

Да и шум города такой привычный и поэтому не замечаемый. Сколько разнообразных интонаций присутствует в этом. Как нам раньше казалось, гомоне.

Запахи цветов, дуновение свежего ветра, как мы отвыкли от этого?

Давно ли вы обращали внимание на «обычную» жизнь, на мир вокруг.

Давно ли вы разглядывали листочки на ветке дерева, пробегая мимо него?

Давно ли вы смотрели на привычный троллейбус взглядом маленького ребенка?

Скажите, сколько ступенек на лестнице, по которой вы ходите ежедневно?

Представьте, что вы начали жить. Только пришли в это тело.

Сколько можно рассмотреть, потрогать, сделать, натворить и вытворить.

Вы ребенок, который только начал познавать жизнь…

Вот этим и займемся с вами!

 

 

 

Вновь откроем для себя эту реальность.

Создадим достойные карты и лоции этого Мира.

И пойдем в этом Море Жизни к собственным берегам. Обходя мели, минуя рифы, преодолевая течения и бури.

И этот тренинг рассчитан на того Человека, Человека, настоящего с большой буквы.

Который понимает, что штурвал его Судьбы в его руках.

И если мы освоим эту науку, науку достойно Жить.

Если нарисуем свои карты Мира.

 

 

 

Освоим как управлять кораблем своей Судьбы.

Наша жизнь сложиться достойно.

Мы получим радость от побед.

Сможем преодолевать поражения.

Каждый день нам будет интересен, как первый день в жизни, как первый поцелуй.

Вы очутились в новом, незнакомом мире, вам дали вашу память.

Вы получили знания, навыки, умения. Запомните мою аффирмацию: «От знаний к навыкам, от навыков к умениям!»

И знайте, если не попробуешь не узнаешь!

И все же вы здесь в этом мире в первый раз!

И это будет вашими первыми шагами в этом Мире. Первым, чистым детским взором!

И не стоит останавливать мгновение, да и время тоже не стоит торопить.

Продолжительность не существует ни в самой себе, ни вне себя, а присуща тому, что длится.

Дорогу осилит идущий!

 

Для того чтобы хоть как-то в этом Космосе реальности ориентироваться, каждый человек создает свои «Карты» этого Мира.

Эти карты называются когнитивными картами мира.

И это вполне субъективные представления о пространственном и временном состоянии внешнего мира. Это личное понимание реальности.

Тем самым формируется собственное представление человека о мире. И это в свою очередь позволяет адекватно жить и ориентироваться в реальности. В общем смысле когнитивная карта — это промежуточное звено, соединяющее собой две психологические составляющие — поведение и мышление.

Многие, заблуждаясь, утверждают, что реальность зеркало, отражающие наш внутренний мир и наши мысли.

Вот в этом и заключается это трагическое заблуждение, что реальность плод нашего воображения.

На самом деле реальность живет своей многообразной и разнообразной жизнью.

А каждый из нас отражает объективную реальность в согласии с собственной когнитивной картой мира.

У многих людей получается так, что они шарахаются в этом реальном мире по своим путаным картам мира. Ведь жизнь не сказка и не полна чудес, а наполнена трудностями и преодолениями.

 

Человек создает свою — «Модель мира», в которой он и живет.

И это важно для каждого, так как это позволяет ориентироваться в пространстве и достигать поставленных целей.

Ведь человек исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний. Делать вывод на основе своего прошлого опыта и строить предположения о будущем.

Каждый человек воспринимает действительность путем собственных моделей, убеждений и конструкций. Использует для того, чтобы создать непротиворечивый образ, карту реальности.

Эту модель можно разделить, как матрешку на три ступени:

Микро-карты – это конкретные ситуации, рабочее место, вид деятельности, семья.

Макро-карты – среда повседневного обитания, социум, город, друзья и приятели.

Мега-карта – образ Мира, история, культура, философия, идеология, религиозность.

Ниже я раскрою понимание этой образной матрешки.

Начиная с первых дней жизни, осваивая окружающий мир и сталкиваясь с различными ситуациями, человек, отмечает их на своих «Картах мира».

У него появляются:

«Карта координации в пространстве»,

«Карта его убеждений и мировоззрений»,

«Карта семейных взаимоотношений»,

«Карта общения со сверстниками»,

«Карта карьерного роста» и др.

Эти карты включают описание различных ситуаций, с которыми он сталкивался.

Тех дорог и «тропинок», которые помогут найти выход из кризисных процессов.

Когнитивные карты Мира играют важную роль в практической деятельности человека. Ведь мы должны понимать друг друга, общаясь свершать общие дела. И этому помогает общий свод законов и понятий. Все это можно назвать культурой общения.

Законы, правила можно назвать общепризнанными Истинами. Но как часто за истину принимаются общепринятые предрассудки. Или собственные заблуждения.

Аристотель, в свое время, оставил нам всего два варианта для выбора:

«Истинно и Ложно».

Наша образовательная система загоняет детей в рамки мышления:

«Верно и Неверно»

Транзакционная психология показывает, что наше восприятие всегда начинается с положения:

«Может быть»

И вот ребенок, познавая Мир создает свою Когнитивную Карту. И не только чтобы вписываться в социум, понимать процессы и взаимосвязь между объектами. Одним словом, не только для деятельности, но и для собственного психологического равновесия.

Ведь это познание Мира носит прежде всего чувственный, образный и двигательный характер.

Так как ничто не может быть включено в нашу мысль, не пройдя через наши чувства, ощущения и двигательную активность. Вот почему так важно ребенку осваивать не только территорию, но и культурную среду человечества. Для этого ребенок знакомится со средой обитания.

И если его ограничивают в этом, ну как маугли, то из этого ребенка не сформируется полноценный человек.

Человек не рождается человеком – у него возможность стать им!

Вот насколько важно развивать и создавать собственную Когнитивную Карту Мира.

Нужно отметить, что человек способен мыслить только упрощенными схемами природных явлений.

Понимание реальности приходит лишь через достаточно простые образы, понятия, суждения:

  1. Пространственный образ – положение человека в пространстве. Это положение нужно понимать не только как координацию, но и как пространство, воздействующее на сенсорные чувства человека.
  2. Временной образ – отражение времени. И нужно помнить, что человек живет в зависимости от циклов природы, часового пояса.
  3. Публичность и коммуникации – с социумом, близкими, друзьями. Социальный статус, одобрение окружения, влияние на других.

 

Вот в основном из этого и складывается наше представление о Мире. Можно сказать, что Когнитивная Карта представляет собой набор связанных выводов об окружающей нас действительности.

Это называется восприятием – перцепция – процесс обработки сенсорной информации.  Как результат отражения окружающего нас мира, совокупность предметов и событий.

Можно назвать это отпечатком реальности в нашем сознании через призму нашего опыта. Но не только собственного, но и опыта предыдущих поколений. Это как бы использование шаблонов, алгоритмов и программ, наработанных другими людьми.

Сталкиваясь с новой ситуацией, человек пропускает ее через свою Когнитивную Карту. Это дает ему возможность сравнивать, анализировать, планировать, принимать решения и вести себя определенным образом. Неправильное поведение человека вызвано в первую очередь иррациональными мыслями. В этом случае необходимо анализировать ситуацию в которой оказался. Сделать правильные выводы, выработать объективное восприятие события. И это приведет к поиску новых действенных решений.

Подробнее остановимся на понимании наших частей общей Когнитивной Карты Мира:

 

Микро-карты – это конкретные ситуации, рабочее место, вид деятельности, семья.

Я бы сказал, что это среда обитания, то пространство, в котором мы и живем. Пространство – это не сколько территория, которая важна в своей основе. Но и взаимодействие с близким окружением.

Как часто не сложившиеся отношения. Мучительные и надоедливые серые будни. Не организованное пространство. Все это не способствует психологическому равновесию и мобилизации внутренних сил.

Поймите, что мы индивидуальны и тут вредны рекомендации по организации собственного пространства. Для одного нужен педантичный порядок и изоляция от внешнего вмешательства. Другому мил творческий хаос, где он чувствует себя комфортно. Третьему важны плотные коммуникации с близкими, он не терпит одиночества.

Это только примеры противоположных индивидуальностей. Но сколько разных сочетаний и возможных вариантов. Вот почему у вас есть возможность вместе со мной нарисовать эту часть своей Карты. Такой важной, так как это основа – основ!

На этом уровне создания своей Когнитивной Карты важны: координация, сенсорное восприятие реальности (вот почему важна экологичность пространства), чувство времени и ощущение своего тела.

Одно важно отметить, что в этом необходима последовательность, сосредоточение на самой личности человека. Нельзя подчинить свое Эго вот этому, хоть и близкому, окружению. Помните о собственном психологическом пространстве, сохраняйте его границы.

Сохраните свою карту, и помните, что это только отражение реальности. И вы можете и должны вносить поправки с учетом личных интересов и под воздействием внешних обстоятельств.

 

Макро-карты – среда повседневного обитания, социум, город, друзья и приятели.

Эта часть общей Карты – часть собственной реализации. И это уже не среда обитания личного пространства, а взаимодействие с социумом. Я могу отметить, что попадаются люди с такими картами, на которых все это вообще не прописано. Если и прописано, то намалеванные такие страхи, ужасы. И все это не позволяет личности начать реализовываться. Потому что для него все это враждебная территория.

А ведь на самом деле, это так у него написано. А может ему так написали, стращая в детстве?

Так вот эта часть карты и есть ваш успех! Если вы хотите чего-то достичь, если вы хотите вписаться в социум. То срочно обращайтесь, и мы нарисуем действительную карту. А этот листок со ужасами порвем.

И наконец, часть карты, которая и есть ваша идентификация, ваша сущность.

Мега-карта – образ Мира, история, культура, философия, идеология, религиозность.

И в этой карте часто бывает много мифов и ложных убеждений, которые деформируют вас как личность. И эта часть карты может завести вас дорогами жизни вовсе не в ваших интересах. Размалывая вас как личность. Вы становитесь марионеткой чужих идей, чуждого влияния.

Вы спросите, а где тут «Истинно или Ложно»? Аристотель утверждал, что опыт и практика позволят вам отделить «зерна от плевел».

И стоит придерживаться той культуре, в среде которой вы живете.  Ведь только общие идеи, цели объединяют людей. Нельзя жить изгоем. Это не значит плыть по течению.

Это плыть в фарватере, той части проложенного маршрута и обозначенном вехами. Вехами развития нашей культурной среды.

И помните, что фарватер – это большая часть глубоководного пути, проложенного до нас. Испытанного временем и судьбами.

 

Вот мы начали знакомится со структурой Когнитивной Картой Мира, возможно стали понимать, как прописана и ваша Карта.

Теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего нужна Когнитивная Карта Мира? Что позволяет вам получить в реальности?
  2. Как часто вы верно и достойно отражаете реальность? Вы замечаете всю прелесть окружающего вас мира?
  3. Какие карты для вас прописаны качественно: Микро-карты, Макро-карты, Мега-карта.
  4. Какие карты вы ставите на первое место: «Карта координации в пространстве», «Карта его убеждений и мировоззрений», «Карта семейных взаимоотношений», «Карта общения со сверстниками», «Карта карьерного роста» и др.
  5. Напишите маленькое эссе про собственную Карты, возможно есть какие-то претензии в ней, что не хватает, на что нацелены.

 

Посмотрите ролики для развития

Первый ролик — https://youtu.be/FQlu37h6g6E

Второй ролик  — https://youtu.be/UVgZejWnxp8

Третий ролик — https://youtu.be/UOrD2QS3KWg

 

 

 

Похожие записи:

Виртуальное знакомство мифы и заблуждения
Сознание человека, его внутренний мир
Принятие решений, ответственность
Девизы, кредо – жизненный символ, призыв к действию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *