Значение когнитивной терапии в познании себя

img9

 

Значение когнитивной терапии в познании себя

 

 

На первый план выступила проблема внутренней репрезентации знания – в связи с этой проблемой и было зафиксировано оформление когнитивной психологии в собственном смысле этого слова

(У. Найссер опубликовал в 1967 г. книгу «Когнитивная психология», тем самым номинировав новую, особую психологическую дисциплину).

Особое внимание уделяется теперь таким сложным явлениям, как планирование деятельности, а, главное, видам и способам отражения мира в мозгу человека – т. н. ментальным репрезентациям.

Различные исследования показали, что в зависимости от задачи и ситуации возможна опора на различные формы репрезентации действительности (образно-пространственные, вербальные, семантические и т.д.),

причем жесткие отношения между ним отсутствуют.

Это поставило под сомнение идею последовательной обработки информации.

Возникли термины когнитивная карта, схема, близкие термину фрейм, предложенному, с одной стороны, М. Минским в области искусственного интеллекта, с другой – Э. Гофманом в социологии.

Все эти понятия подчеркивают решающую роль «рамки», «контекста», «значения» в когнитивной активности: все, что человек воспринимает и понимает, помещено для него в определенные рамки значений,

подвергается своего рода «априорному означиванию»; нечто воспринимается и понимается человеком всегда уже из какой-то «предвосхищающей» схемы, позволяющей обрабатывать информацию тем или иным способом.

Найссер, как и Солсо, в качестве важнейшей темы когнитивной психологии считает тему ментальной репрезентации знаний.

Однако эта тема варьируется в зависимости от того, в контексте какой области общей психологии она рассматривается. Р.Л. Солсо пишет, что современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей общей психологии:

восприятие

распознавание образов

внимание

память

воображение

психология развития

мышление и решение задач

человеческий интеллект и искусственный интеллект

языковые функции.

Одна из важнейших тем в когнитивной психологии – язык, который изучается здесь как интериоризованная система знаний о языке, языковой компетенции, языковых умений и навыков, нередко к тому же интерпретируемая как система врожденных знаний.

На повестку дня ставится задача создания такой когнитивной модели языка и речевой, коммуникативной деятельности, которая объединила бы в интегральной форме сведения о производстве или порождении речи со сведениями о ее восприятии и,

наконец, о ее понимании.

Все три процесса одинаково подробно рассматриваются и в когнитивной психологии и в когнитивной лингвистике, нередко – при неизменности ракурсов и аспектов рассмотрения.

Не случайно в этой связи, что в специальной литературе ставится вопрос о том, как же должны быть разграничены области исследования этих наук и чем
должны или не должны заниматься лингвисты в отличие от психологов.

Примечательно, что при обсуждении этих проблем всплывают те противоречивые установки,
что характерны для разных течений современной когнитивной психологии:оппозиция эмпириков и рационалистов, экспериментаторов и теоретиков, формалистов и функционалистов и т.п.

Таким образом, разнообразие точек зрения в современном состоянии когнитивной психологии и наличие в ней разных школ и течений сказывается и в понимании связей когнитивной лингвистики и когнитивной психологии.

В целом можно сказать, что в своем современном виде когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций.

 

Материалы сайта kartinamira.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.