Когнитивная психология

images

 

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Когнитивная психология (cognitive psychology) – это психология познавательных процессов; особое когнитивно ориентированное направление в психологии, связанное с изучением ментальных состояний и ментальных процессов,

характеризующих поведение человека и отличающих его от других живых существ.

Когнитивная психология стояла у самых истоков когнитивной наукии обязана своим названием У.Найссеру, озаглавившему в 1967 г. свою известную книгу аналогичным образом.

По сути дела, когнитивная психология берет свое начало в декартовом принципе cogito ergo sum.

В истории психологии как специальной дисциплины можно говорить о «когнитивной революции» конца 50-х годов – ее можно считать своего рода реакцией на господствующий тогда в психологии бихевиоризм,

для которого было характерно отрицание какой бы то ни было роли внутренней организации психических процессов. Р.Л. Солсо называет «неудачу» бихевиоризма в числе важнейших факторов, обусловивших «когнитивную революцию».

 

Подход бихевиористской психологии был достаточно простым: все решается в ходе наблюдений за непосредственно воспринимаемыми поступками человека, за его реальным поведением.

Но именно этот ответ был поставлен под сомнение допущением того, что все наблюдаемое поведение человека детерминируется и определяется его внутренними состояниями и ментальными, непосредственно не наблюдаемыми процессами и механизмами.

Другие факторы, обусловившие, по мнению Солсо, «когнитивную революцию», следующие:

современная лингвистика;

изучение памяти;

компьютерная наука и искусственный интеллект.

На когнитивную психологию радикально повлияло широкое применение методов математического моделирования (например, кластерного анализа), использование методики и методологии теории информации и кибернетики,

развивавшей теорию управления сложных систем.

Представители когнитивной психологии рано стали осознавать, что для создания новых концепций об устройстве мозга и структуре и функциях человеческой психики необходимо объединить усилия специалистов из разных сфер знания и взять на вооружение новые предлагаемые ими методики и, прежде всего, использовать в этих целях вычислительные машины, компьютеры.

Такие психические феномены, как память, внимание, воображение, действие и его планирование стали изучать с применением ЭВМ.

Тесные взаимосвязи установились между когнитивной психологией и искусственным интеллектом.

По словам известного психолога Р.Л. Солсо, «между искусственным интеллектом и когнитивной психологией установились своего рода симбиотические отношения, где каждый выигрывает от развития другого.

Ибо для того, чтобы искусственным способом сделать точную копию человеческого восприятия, памяти, языка и мышления, нужно знать, как эти процессы происходят у человека.

И в то же время, развитие искусственного интеллекта дает новые возможности к пониманию человеческого познания» (Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996. С. 496).

Модель переработки информации породила два важных вопроса, вызвавших значительные споры среди психологов: какие этапы проходит информация при обработке? В каком виде информация представлена в уме человека?

Между тем, что получает человек «на входе» (из окружающей среды), и тем, что можно наблюдать «на выходе» (в его поведении), между стимулами и реакциями, сосредоточено самое главное – работа,

которую можно описать только путем ее реконструкции, подобно тому, как реконструируют деятельность «черного ящика».

Одной из самых популярных идей когнитивной психологии становится сравнение деятельности мозга с деятельностью компьютера и сопоставление базы данных и оперативного устройства ЭВМ с памятью человека и той репрезентационной системой, какой является это психическое образование.

Понятно, почему когнитивная психология обращается в первую очередь к изучению памяти и вообще всех внутренних систем в мозгу человека.

Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг).

При этом исследователи, как было сказано, исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве.

Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон).

Эта линия исследований, столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию когнитивной психологии как направления,

задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер).

 

Материалы сайта kartinamira.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.